Этикет телефонных разговоров и переписки

Цели и задачи:
• познакомить учащихся с правилами телефонного разговора;
• прививать основы нравственного поведения;
• закреплять правила культурного человека: чувство такта, деликатность, доброжелательность;
•привлечь внимание детей к осознанию ситуации возможности использования телефона, а также к пониманию значения правильно построенного телефонного разговора

Задачи:
Образовательные:
•    познакомить детей с особенностями построения отношений с другими людьми;
•    познакомить с правилами вежливого разговора по телефону;
•    ввести в речь детей вежливые выражения, которые сопровождают телефонный разговор.
Воспитательные:
•    воспитание культуры общения;
•    создание проблемной ситуации необходимости рефлексии по отноше-нию к пользованию телефоном дома, на улице, в общественных местах
Развивающие:
•    развитие речевых навыков;
•    развитие способности коллективного обсуждения проблемы

Эпиграф мероприятия: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».
/ И. Лафатер - мыслитель XVIII века./

Учитель. Достижения науки и техники сегодня далеко шагнули вперед и перевернули всю нашу жизнь. Почти невозможно представить себе жизнь сегодня без телевизоров, компьютеров, телефонов. Но так ли уж сильно повлияли современные достижения на принципы нашего с вами общения? Эпистолярный жанр снова стал актуален – ведь появился Интернет. Ну а без телефона сейчас вообще трудно обойтись, ведь общение по телефону занимает значительную часть нашего времени. Этот вид общения очень удобен, поэтому об этике телефонных разговоров и пойдет сегодня речь, вы познакомитесь и усвоите правила телефонного общения, и мы с вами составим «Проспект телефонных переговоров» к концу нашего занятия.
Учитель: Ребята, я думаю, что вы все знаете предмет, который находится у меня в руках.
Ученики: Телефон.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что первый телефонный аппарат придумал в 1876 г. человек по фамилии Белл.
6 марта 1876 года англичанину Александру Грэйаму Беллу был вручён патент на малосовершенную модель телефона, история создания которого весьма любопытна…
Александр Белл, член Лондонского филологического общества, работал в Бостонской школе для глухонемых и давал частные уроки дикции людям, страдающим заиканием и потерявшим слух. Работал он и над проблемой одновременной передачи нескольких телеграмм  по одному проводу.
Второй ученик: Стремление помочь этим людям и любовь к оглохшей девушке побудили его сконструировать приборы, с помощью которых он мог демонстрировать глухим артикуляцию звуков речи.
Надо сказать, что работа по усовершенствованию телеграфа продвигалась успешно. Идея Белла основывалась на вибрации камертонов, каждый из которых настроен на определенную ноту. По «музыкальному телеграфу» можно было одновременно передавать семь телеграмм, по числу музыкальных нот.
В середине 1875 года в результате неисправности модели «семинотного телеграфа» изобретателя осенила мысль о возможности передачи на расстоянии человеческой речи. Это произошло в тот момент, когда его помощник Ватсон, вытаскивая одну из пружин передающего устройства и не обратив внимание на то, что линия подключена, вызвал на другом конце провода едва слышное дребезжание, которое уловил Белл и
Третий ученик:
Спустя год члены жюри знакомились с аппаратом Белла. Они уселись перед приемным устройством, а изобретатель прошел в кабину с передатчиком, установленную в противоположном конце здания. Вскоре члены жюри услышали голос – это Белл с чувством декламировал знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть». В тот же день, в воскресенье 25 июня 1876 года, Белл нарек свое изобретение «телефоном» - от греческих слов «теле» - далеко и «фонос» - звук.
Первый ученик: Алло (слушаю, у телефона). Когда и где родилось это привычное для нас теперь слово?
Это междометие является одним из недавних и появилось в языке вместе с телефоном. Оно пришло в русский язык в конце XIX века из французского и было образованно Ш. Бивором от слова «allons» (ну). А в английском языке существует слово «алло», которое представляет собой морской призыв к переговорам между судами.
Но и у этого телефона, оказывается, были предшественники. Например, в древнем племени южноамериканских индейцев вождь племени восседал на троне и отдавал распоряжения с помощью труб, расположенных в стенах дворца.
– А какой еще способ передачи информации вы знаете?
(Дым, трещотка, колокол, семафор)
– А в наше время?
В настоящее время телефон есть почти в каждом доме, да и жизнь современного человека трудно представить без мобильного телефона, чуда ХХ века.
– Какие марки мобильных телефонов вы знаете?
– Каких операторов телефонной сотовой связи вы знаете?
(Ответы учеников)
– Очень хорошо. Теперь я вижу, что вы являетесь знатоками мобильной связи.
– А вы часто пользуетесь мобильником? (Индивидуальные ответы учеников).
Учитель: А какие правила пользования мобильным телефоном вы знаете?
1-й вариант: дети затрудняются перечислить правила культурного разговора по телефону.
– Вы видите, что мы знаем, как использовать телефон, но не знаем правил его применения. Свод таких правил называется “телефонный этикет”.
2-й вариант: дети дают правильные ответы.
– Очень хорошо. А знаете, как это называется? – “Телефонный этикет”.
Учитель: Слово “этикет” в переводе с греческого означает “обычай”. Само слово “этикет” имеет французское происхождение. На одном из пышных приемов у короля Людовика Х1У гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия карточек-“этикеток” и произошло слово “этикет”, которое вошло в языки народов мира.
– Проходит время, меняется техника, да и мода на нее. Но каким бы дорогим ни был бы телефонный аппарат, правила общения и его использования остаются прежними.
И впечатление о человеке складывается не по тому, какой мобильник у него в кармане, а по тому, как он умеет его использовать, общаясь с людьми, ведь древняя мудрость гласит: “Заговори, чтобы я увидел тебя”.
1-й ученик. С древних времен умелые рассказчики пользовались большим авторитетом. В деревнях с нетерпением ждали их прихода, народ собирался вокруг них, и, если они владели искусством повествования, их власть над умами была велика. Тот, кто хорошо говорит, увлекает за собой, а тот, чей словарный запас ограничен пятьюдесятью словами, не может выразить даже самые простые понятия, его мысль как бы парализована, не интересен окружающим.
2-й ученик. Величайший оратор древних Афин  Демосфен достиг таких ораторских высот, что его по праву можно назвать оратором века. И не зря на Руси с давних пор говорят «Хорошую речь хорошо и слушать». Политические деятели, актеры, следуя примеру великих ораторов, пытаясь овладеть этим искусством, берут уроки дикции. В Соединенных Штатах телефонистки в крупных фирмах, гостиницах, аэропортах обязаны иметь соответствующий диплом: очарование их голоса действует на клиентов, как пение сирен на Одиссея.
3-й ученик. А все ли мы знаем об этикете телефонных разговоров? Попробуем выяснить и начнем с того, что определим время, в которое можно звонить по правилам этикета. А чтобы у вас была возможность оценить ситуацию, дадим три варианта ответа. Итак:
- В какое время удобно звонить?
а) После 7 утра и до 11 вечера по будням.
б) С 9 утра до 12 часов дня или с 15 до 10 вечера по будням.*
в) В выходной – кто-нибудь все равно есть дома.
( правильные ответы отмечены знаком *)
3-й ученик. Какие выводы из нашего обсуждения нужно сделать?
Прежде всего, еще до того, как ты наберешь номер, следует подумать:
- Не беспокоишь ли ты того, кому звонишь?
- Будет ли твой звонок приятен?
- Заслуживают ли твои вопросы, того, чтобы ради них отвлекать людей?
4-й ученик.
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там.
Дети разыгрывают два случая разговора по телефону.
1 эпизод: В класс входит мальчик с мобильным телефоном набирает номер и начинает говорить.
- Ну, э-э я, короче мне Саша нужен. Я это ну не был вчера э-э короче не был в школе, ну вот м-м короче, нужно это узнать, что задали ну по литературе?
Дети обсуждают ситуацию.
1-й ученик. Нужно стремиться, в совершенстве владеть устной речью, ведь через речь мы узнаем об интеллекте человека и его культуре. Слово – средство общения и воздействия на людей. Нельзя «загрязнять» свою речь словечками вроде: «ну», «вот», «значит», «это», «короче», а также всевозможными мычаниями и эканиями. Это слова-паразиты. Они словно прилипают к тексту и отягощают его своим присутствием. Если их изъять из своей речи, то смысл от этого нисколько не изменится. Речь станет чистой, легкой и более верной с точки зрения телефонного общения. И самое главное тот, кто звонит, после слов приветствия должен  представится сам.
- А может кто-то из вас попробует сделать это правильно. (Дети пробуют решить ситуацию).
Правильно:
- Здравствуйте. Это звонит Миша Новиков. Будьте добры позовите к телефону Сашу.
2 эпизод: В класс входит девочка с телефоном набирает номер и ведет беседу.
- Здравствуйте. Это звонит Катя Сомова одноклассница Вики. Будьте добры и так любезны, если вас не затруднит, позовите, пожалуйста, мне очень нужно к телефону Вику. Я бы очень хотела, если это возможно узнать у неё домашнее задание по биологии, меня не было в школе.
Дети обсуждают ситуацию.
2-й ученик. Помните, как гласит народная мудрость «От приветливых слов язык не отсохнет» и, конечно же, без «пожалуйста» и «спасибо» нельзя обойтись. Но излишняя вежливость, как и слова-паразиты неуместна. Долгие «подходы» к вопросу типа «не будете ли вы так любезны», «не откажете ли вы мне в одной маленькой просьбе» только оттягивает суть вопроса.
А представьте себе, если возникла экстренная ситуация. В этом случае нужно четко и быстро изложить суть дела, не засоряя речь и не занимая драгоценное время на «речевые реверансы». Как же правильно говорить по телефону?
Речь должна быть:
- краткой;
- ясной;
- предельно простой.
Давайте попробуем сделать это правильно. (Дети пробуют правильно вести разговор по телефону в данной ситуации).
Правильно:
- Здравствуйте. Это звонит Катя Сомова. Можно Вику к телефону?
Детям раздают первый лист «Телефонного проспекта».
Телефонный проспект.
Время телефонного общения:
С 9 до 12 часов и с 15 до 21 часа.

Как правильно говорить?
Речь должна быть:
• краткой;
• ясной;
• предельно простой.
3-й ученик. Очень важно правильно отвечать на телефонный звонок, нужно, подняв трубку, сказать: «Я слушаю!», «Алло!». Ответив на приветствие, нужно выполнить просьбу. Давайте проведем конкурс знатоков «Телефонных переговоров».

Конкурс знатоков «Телефонных переговоров».
1.    Вы сняли трубку, но к телефону просят позвать маму, а её нет дома. Что вы ответите?
а) Сначала спрошу « кто это звонит?».
б) Скажу: «Мамы нет» и положу трубку.
в) Скажу: «Я слушаю! Здравствуйте! Ее, к сожалению, сейчас нет дома, вы не могли бы перезвонить через два часа?»*
2.    Вы сняли трубку, а к телефону попросили подойти младшую сестру. Как вы поступите?
а) Сначала спрошу «зачем?».
б) Молча положу трубку и позову сестру.
в) Скажу: «Подождите, пожалуйста, сейчас позову».*
3.    Вы сняли трубку, но во время разговора телефон внезапно отключился. Кто должен перезвонить?
а) Неважно.
б) Вы.
в) Тот, кто звонил вам.*
4.    Вы сняли трубку и разговариваете по телефону. А в это время вам позвонили в дверь. Что делать?
а) Попрошу собеседника подождать у телефона.
б) Буду открывать дверь с телефоном в руках, не прерывая
беседу.
в) Извинюсь перед собеседником и скажу, что перезвоню
ему попозже.*
5.    Вы сняли трубку, опять звонит друг вашего младшего брата и просит позвать его к телефону. Но брата нет дома. Что вы ответите?
а) Опять ты, я же уже говорил его нет дома.
б) Буду допытываться, зачем ему нужен мой младший брат.
в) Скажу: «Ему что-нибудь передать? Он мог бы тебе сам перезвонить, когда вернется домой».*
6.    Вы сняли трубку, позвонил ваш любимый друг, чтобы поговорить, но вы смотрели по телевизору долгожданный фильм. Как вы поступите?
а) Поговорю немного, следя за действиями на экране и слушая друга.
б) Скажу: «Позвони потом, я смотрю телевизор».
в) Скажу так: «Извини, сейчас не могу с тобой разгова-ривать. Позвоню тебе позже. Скажи во сколько лучше перезвонить?»*
7.    Вы сняли трубку и понимаете, что человек, который с вами разговаривает, ошибся номером. Как вы отреагируете?
а) Продолжите слушать.
б) Молча положите трубку.
в) Скажете так: «Очевидно, вы ошиблись номером. Это номер такой-то».*
8.    Вы сняли трубку, ваша подруга очень хочет выговориться, а у вас есть время её выслушать. Как себя вести?

Последняя ситуация дается без вариантов ответа. Дети обсуж-дают, как себя вести в данной беседе.
4-й ученик. И еще одно важное правило телефонного этикета – умение вести беседу. Во время разговора слушайте внимательно, не перебивайте собеседника. Избегайте говорить невпопад. Умеренный тон выгоден вам: вы внушаете доверие, уважаете точку зрения других. Не спорьте с собеседником, и не пытайтесь истолковать его слова, до того как он закончил говорить. Избегайте сообщать дурные новости, говорите только о приятном. «Какая беда, когда человеку не хватает ума, чтобы хорошо говорить, ни здравого смысла, чтобы промолчать».
Детям раздают второй лист «Телефонного проспекта».
Телефонный проспект.
Как правильно слушать?
• Демонстрируйте интерес к тому, что говорит собеседник.
• Слушайте внимательно, не перебивайте.
• Задавайте правильные и уместные вопросы.
• Не принижайте собеседника.
• Не превращайте разговор в допрос или испытание.
1-й ученик. Важно не только умение хорошо говорить и слушать, но и умение закончить разговор.
В далекой Франции одна баронесса, готовясь к аудиенции при европейском дворе, спросила у начальника протокола:
- Как я узнаю, что королева хочет закончить разговор?
- Не беспокойтесь, - ответил он. – Когда Её Величество повернет руку ладонью кверху, придворная дама подойдет к вам, чтобы проводить.
С кем бы вы ни разговаривали, необходимо уметь прекратить разговор в нужный момент, Для этого достаточно быть внимательным и уловить первые признаки нетерпения у вашего собеседника.
2-й ученик. Из уважения к окружающим старайтесь не навязывать свои телефонные разговоры тем, кто находится рядом с вами в метро, автобусе, кафе, музыкальной школе, театре. Не забывайте, что сотовый телефон необходимо выключать при любых обстоятельствах, когда он, безусловно, может помешать. К тому же, вид человека, разговаривающего в общественном месте по мобильному телефону, вызывает у многих раздражение!
В Японии, например, были случаи, когда пассажиры избивали любителей поговорить по мобильному телефону в метро. Окружающие считали, что такой говорун их унижает! Воспитанный человек не будет беспокоить посторонних людей своими проблемами.
3-й ученик. А на Руси издавна говорили, что «Мудрость не имеет границ» и так думают все народы мира. Давайте переведем на русский язык пословицы народов мира об уме, языке, речи.

Игра «Мудрость не имеет границ».
- У кого болтливый рот, у того тело в синяках.
(английская.) – Язык мой – враг мой.
- Словами поле не засеешь.
(лакская.) – Дела, словом не заменишь.
- От общения с хорошим человеком наберешься только хорошего.
(абхазская.) – С кем поведешься, от того и наберешься.
- Слушай мудрых - умнее будешь, говори меньше – сильнее станешь. (японская.) – Слушай больше, а говори меньше.
- Тот не заблудится, кто спрашивает.
(итальянская.) – Язык до Киева доведет.

4-й ученик. А сегодня эту проблему можно решить, позвонив в справочное бюро. И в этой ситуации нужно знать правила этикета. Прежде чем звонить вооружитесь бумагой и ручкой, ведь вам нужна информация, которую вы не знаете, значит, чтобы её запомнить вам потребуется её записать. Вопрос задавайте, четко сведя его к разумному минимуму. И без раздражения ждите ответа, ведь телефонистка должна найти на него ответ в книге справок. Помните на том конце провода человек. Не забудьте поблагодарить за полученную информацию.
1-й ученик. Иногда случается и так: Вы набираете номер и слышите автоответчик. Многие пугаются, услышав шелест ленты, и молча опускают трубку, или начинают что-то лепетать и в смятении забывают о самом важном.
Использование автоответчика вот уже несколько лет назад вошло в обиход, и на него тоже распространяются правила хорошего тона.
- Так что же предписывает этикет владельцу автоответчика?
(Дети обсуждают.)
2-й ученик. Конечно, владелец автоответчика должен записать краткое, но вежливое обращение; приятная музыка может служить фоном, она ни в коем случае не должна заглушать записанный на пленке голос и тянутся слишком долго.
- Как вы думаете, что должен записать хозяин на свой автоответчик? Сейчас вам представится возможность составить рассказ и подобрать музыку для автоответчика.
(Три группы детей работают над составлением рассказов, а одна подбирает музыку. Рассказы зачитываются под музыку. Обсуждаются приемлемые варианты.)
2-й ученик. Послушайте, как это должно звучать по правилам этикета (ребята прослушивают запись, сделанную на кассете):
«Добрый день, сейчас меня нет дома, но если вы оставите свое сообщение, я позвоню вам, как только вернусь. Говорите после звукового сигнала. Спасибо и до свидания».
- Как вы думаете, что и как нужно сказать?
(Дети обсуждают и предлагают варианты ответов.)

2-й ученик. Со своей стороны тот, кто слышит в трубке автоответчик, должен оставить точное сообщение, указав свое имя и фамилию, причину звонка, день и час, если вы не уверены в том, что хозяин автоответчика прослушает вашу запись сегодня. А в случае необходимости – свой номер телефона. Очень разумно также указать время, когда вас лично можно застать дома.
3-й ученик. С ростом количества автоответчиков и телефонов растет, и число как они себя называют телефонных шутников. Так ли уж это невинно? Ну, подумаешь, позвонил кому-нибудь, сказал что-нибудь, разыграл какого-нибудь пенсионера… Что в этом такого? Это же не всерьез!
Для тебя – да, не всерьез.
А представь себе человека, которому ты позвонил. Может он ждет важного звонка, и ты его отрываешь от дела. Может быть, ему самому нужно срочно позвонить вызвать скорую помощь.… Да он, может быть, просто спит! А тут ты со своими неуместными шутками!
4-й ученик. И еще хуже! казалось бы, куда еще хуже – ложные вызовы и сообщения, вызов пожарной команды, службы МЧС, сообщения о заложенной в школе бомбе...
Вдумайтесь, ведь спасательным службам приходится выезжать по вызову, эвакуировать людей.… Во имя спасения жизни людей выезжают специальные группы – милиционеры, криминалисты, кинологи. А все это стоит огромных денег!
Хулиганство, так объясняет С.И. Ожегов это в своем словаре, поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, к достоинству человека, грубое нарушение общественного порядка, бесчинство.
1-й ученик. А вдруг реальная угроза? А если где-то действительно чрезвычайная ситуация и из-за тебя пострадают люди, они станут жертвой твоего хулиганского поступка.
Кстати, а знаешь ли ты, что телефонного хулигана легко вычислить? Достаточно установить дома телефон с определителем номера, или обратится на телефонную станцию.
И запомни, каждому телефонному хулигану нужно знать, что за преступление обязательно последует наказание – за ложные вызовы спасательных служб и хулиганство по телефону:
Большие штрафы и отключение телефона!

Детям раздают третий лист «Телефонного проспекта».
Телефонный проспект
Запомни:
за ложные вызовы спасательных служб и хулиганство по телефону:
Большие штрафы и отключение телефона!

Учитель. Без сомнений телефон может стать бесценным предметом в общении с друзьями, родителями, знакомыми, но ради всеобщего благополучия лучше научиться пользоваться им с умеренностью. Звонить по телефону – это ежедневная привычка; однако привычка никоим образом не оправдывает пренебрежения правилам хорошего воспитания.
И последнее. Очень важно запомнить короткое, но удивительно верное изречение: «По телефону слышно, что вы улыбаетесь!» Это главное условие успешного телефонного разговора. Ведь именно улыбка демонстрирует наибольшую уверенность. А уверенный и целеустремленный человек добьется всего, чего желает, для него всегда найдутся вакансии на любую престижную работу, и его ждет успех по жизни.
Дети получают обложку телефонного проспекта.

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА (разговор по телефону)
•    Учись говорить по телефону кратко, сдержанно и вполголоса.
•    Ошибся номером, обязательно попроси извинения.
•    Не звоните без дела.
•    Соберитесь с мыслями перед телефонным разговором.
•    Начиная разговор, назовите себя.
•    Не звоните позже 22.00.
•    В слове “звонить” ударение ставьте на втором слоге: звоните, вам звонят, телефон звонит.
•    Не этично занимать телефон длинными личными разговорами.
•    Не этично обращаться с деликатными просьбами по телефону.
•    Строго запрещено пользоваться телефонами в церкви, в театре, в музее.
•    Не этично просматривать чужую записную книжку с номерами телефонов.
•    Не этично передавать номер телефона без согласия его владельца.
•    Не этично жевать во время телефонного разговора.
•    Телефон для того и существует, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения.
•    Не этично вести личные переговоры в присутствии других лиц

Этикет письма
В XXI веке эпистолярный жанр утратил былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной почте пришла электронная, а также Интернет-форумы, sms, ICQ.
Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма. Только традиционные письма позволяют увидеть почерк дорогого человека, ощутить настроение, которое владело им во время написания послания. Кроме того, письма – одна из наиболее романтичных форм общения между влюблёнными людьми. Не зря же Пушкинская Татьяна Ларина избрала именно эпистолярный жанр для выражения самых сокровенных чувств и эмоций.

Правила написания писем:
•    Необходимо отвечать на все полученные письма.
•    Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.
•    Если Вам нечего написать адресанту в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.
•    Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.
•    Если Вы набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком.
•    Напечатанная подпись свидетельствует о невоспитанности человека. Ни в коем случае так не делайте!
•    Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.
•    Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.
•    Писать письмо надо тогда, когда Вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.
•    Писать анонимные письма неприлично.
•    Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.
•    Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.
•    Личные письма следует писать тогда, когда Вы находитесь в одиночестве.
•    Читать чужие письма без разрешения адресата или адресанта неприемлемо.
•    Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не Вам адресовано.

Виды писем
I. Открытка
•    Если Вы хотите написать что-то личное на открытке, следует упаковать её в конверт.
•    Когда Вы отправляете открытки сразу на несколько адресов, надо следить за тем, чтобы текст на всех был разным.
II. Благодарственное письмо
•    Благодарственное письмо существует для того, чтобы Вы могли в письменной форме отблагодарить человека за оказанную им помощь, выразить свою признательность.
•    По объёму благодарственное письмо довольно невелико.
III. Письмо-напоминание
•    Письмо-напоминание служит для того, чтобы напомнить человеку о невыполненном обязательстве, о забытом долге и т.п. Пишется оно в максимально вежливой манере.
•    Письмо-напоминание непременно должно быть запечатано, чтобы ненароком не поставить получателя в неприятное положение перед другими людьми.
IV. Письмо-извинение
•    Письмо-извинение пишут в том случае, если действительно осознают свою вину и раскаиваются в содеянном. Оно должно быть написано от сердца, вежливо и тактично.
V. Письмо-соболезнование.
•    Письмо-соболезнование пишется немедленно по получении скорбных вестей. Если Вы не успели его отправить вовремя, не посылайте вовсе: не следует лишний раз напоминать людям об их горе.
•    По объёму письмо-соболезнование должно быть небольшим. Писать его следует от души, без использования красивых цитат, без разного рода вычурностей.
•    Письмо-соболезнование составляется от руки на обычной бумаге.
•    Не стоит прилагать к такого рода письму открытку.
Правила написания личных писем
•    Начинать письмо следует с обращения к адресату.
•    Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить адресанта за ранее полученную корреспонденцию.
•    Если Вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.
•    Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».
•    Потом Вы можете перейти к интересующей Вас теме, рассказать о том, что Вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.
•    После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки Вашему адресату, чтобы дать возможность продолжить общение. Если Вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.
•    Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.
•    В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись.
Правила написания деловых писем
Существуют деловые письма разных жанров: резюме, письмо-жалоба, письмо-запрос информации и т.д.
•    Схема написания письма о приёме на работу
•    Официальное обращение.
•    Объяснение причины, по которой Вы пишите письмо.
•    Указание источника информации о вакансии.
•    Можете пояснить, почему Вас заинтересовала предложенная работа.
•    Затем необходимо дать краткое описание имеющегося у Вас образования и опыта работы.
•    Можете описать свои индивидуальные качества, которые более всего соответствуют требованиям к претенденту на предложенную должность.
•    Далее следует указать, что прилагаете своё резюме и выразить готовность в случае необходимости предоставить дополнительную информацию.
•    В конце необходимо указать ФИО и дату написания официального письма. Поставить личную подпись.

 

Пікір қосу

Пікір қосу ережелері


1. Латын әріптерін қолданбауға тырысыңыз, сөздерді қатесіз жазып, қазақ әріптерін толық жазыңыз.

2. Егер де сізде біздің мамандар мен психологтарға сұрақтарыңыз болса, оларды сұрақ-жауапта қоюыңызға болады.

3. Егер де сізде ұсыныстар мен тілектер пайда болса, оларды қонақ кітабында жазыңыз.


Қорғау коды
Жаңарту

Соңғы пікірлер

Статистика


Бүгін:567
Кеше:1699
Барлығы:3036689