Слово – золотой родник

Мукатова Рысканым Канемжановна,
учитель начальных классов,
Новеньская СОШ Зелёновского района ЗКО

Слово – золотой родник.
Цель: ознакомить учащихся с тем, что каждый гражданин РК имеет право на пользованием родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

 

Задачи:
- расширять знания о языках, традициях разных национальностей.
- воспитывать любовь и уважение к родному языку и своей стране.

 

- прививать интерес к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.Оборудование: слайдовые презентации « Республика Казахстан», «Астана», музыкальные записи песен, танцев, мультфильм, картины.

Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте жители этой школы, этого посёлка! Жители необъятного Казахстана! Все мы родились в этой одной прекрасной стране, а говорим на разных языках. И всё потому, что Казахстан многонациональное государство. Сегодня мы празднуем день языков. Казахстан - многонациональное государство. Каждая  нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более  120 языков звучат в нашей стране.
-Как называется республика, в которой мы с вами живем?  (ответы детей).
Ведущий: Правильно, Республика Казахстан.
Показ презентации «Республика Казахстан»  (в сопровождении государственного гимна Казахстана) .
-А какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей)
Ведущий: А как называется столица Казахстана? (ответ детей) .
Ведущий: Правильно, город Астана. Сейчас мы с вами посмотрим, какой красивый этот город.
Показ презентации «Астана».
- С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.
- Ребенок еще не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык.
- Ребенок идет в школу, шагает в университет. Сквозь живые беседы учителей, через страницы сотен книг, целое море слов, шумный океан речи подхватывает его.
-Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех.
Он певуч...
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.
Ведущий: Ежегодно  отмечается День языков народов Казахстана.  Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.
В  День языков народов Казахстана,  все языки признаются равными, потому что
каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый
представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и
оберегать.
- У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура  и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет  людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются  все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые,  стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая  дань предкам и своей уникальности.
Ведущий: Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, былины, сказания .
- А теперь послушаем стихотворение  Қ.Мырза-Әли
Ана-тілдің – арың бұл,
Ұятың боп тұр бетте.
Өзге тілдің бәрін біл
Өз тіліңді құрметте.
Ведущий: А сейчас прозвучит песня «Туган ел» («Родной край»)
- Мы послушаем стихотворение, посвященное дню родного языка.
В день родного языка
Вам его хранить желаю,
Чтобы речь была легка,
Бранных слов не повторяя,
Говорите хорошо -
Слово доброе приятно!
Для того язык пришел,
Чтоб на нем общаться внятно.
Ведущий: В нашем  селе и республике мы можем услышать русский, казахский, немецкий,  украинский, армянский, грузинский и другие языки. В нашей стране все граждане  могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык.
- Ребята, в нашей республике вторым государственным языком является  русский язык. Среди нас тоже есть ребята разных национальностей. В классе мы с вами разговариваем не  только на русском языке, но и изучаем казахский . Но все, же язык, на котором  мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.
Есть слово такое хорошее - «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном!
Если хочешь судьбу переспорить,
Если ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он - переводчик. Он - проводник.
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык.
-С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки. В каждом языке есть свои пословицы и поговорки.
Ведущий:
На свете много стран больших,
И много малых есть,
И для народности любой
Язык свой - это честь.
Гордиться вправе ты, француз,
Французским языком.
Ты говоришь всегда индус,
О языке своем.
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн, -
Конечно, вам дороже всех родной язык один.
Ведущий: Сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем английский язык, так как президент нашего государства выступает за знание нескольких языков.
- В Казахстане  русский язык является языком межнационального  общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране
мира изучают и знают английский язык, куда бы вы не поехали в путешествие,
английский язык ваш главный помощник.
-Знание английского языка помогает стать грамотным, эрудированным специалистом во всех отраслях науки и техники. Сейчас наши учащиеся покажут своё мастерство владения английским языком.
-А давайте поиграем в переводчиков.
Игра: «Переводчики» (перевести слова и названия предметов на казахский и английский языки )
- Давайте вспомним, какие слова вы знаете на казахском языке. Как будет по-казахски:
папа, мама, бабушка, девочка, мальчик, дом, собака, кошка. (ответы детей) .
- А сейчас послушайте песню на английском языке «Как дела,  мой друг? ».
Ведущий:
Праздника пришла пора,
Смех звучит и песня.
В гости нас зовет игра-
Будет интересно.
Ведущий: У первобытных людей не было своего языка. Они общались жестами, звуками. Послания писали не буквами, а рисунками. Давайте попробуем с вами побывать в “шкуре” древнего человека. Выполните следующие задания.
Нарисуйте послания:
1 - позвони мне в шесть часов вечера,
2- приходи днём играть в куклы,
3- приглашаю вас на день рождения,
4 - в соседнем классе праздник.
Ведущий:- Как вы думаете, трудно ли без букв объясняться? А теперь покажите жестами:
1 - у меня болит голова,
2- когда ты мне вернёшь книгу,
3- где ты была, когда я был на работе,
4 - когда ты успела потратить все деньги?
Ведущий: А теперь будем читать наскальные рисунки. Показать ребусы, на которых изображены рисунки, в следующем порядке:
1 - арбуз – солнце – туфли – рак – автобус (астра),
2- кот – игла – телефон (кит),
3- утка – рыба – окно – книга (урок),
4- катушка ниток – ослик – труба (кот).
Ведущий: А теперь прочитайте целое предложение:
мальчик – мяч – разбитое окно (Мальчик разбил окно).
-  Передавать послание буквами удобнее и быстрей, чем рисунками. Словами объяснять проще, чем жестами, их могут понять каждый по- своему. Вот такие хитрые слова.
Ведущий: Давайте вспомним героев сказок разных национальностей.   Например: русский парень Колобок, казах Ер-Тостик, француженка Красная Шапочка, германцы бременские музыканты, швед Нильс с гусями, араб Алладин и т. д. В газете напечатали объявления. Отгадайте, кто их написал?
•    «Купил семена. Приезжайте тянуть.» (Дедушка )
•    «Хвост нашли. Плакать перестал.» (Ослик Иа )
•    «Ключ достал. Скоро буду.» (Буратино)
•    «Ушёл от зайца, волка и медведя.» (Колобок)
•    «Утеряна туфелька. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение». (Золушка)
•    «Отнесу пирожки вашей бабушке».   (Красная  Шапочка)
•    «В гости не приду. Мотор забарахлил.» (Карлсон)
Ведущий:
Нет для дружбы расстояний,
Для сердец преграды нет.
Мы сегодня в этот праздник
Детям мира шлем привет.
Ведущий: Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?
Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Семь капитанов».
В этом мультфильме рассказывается о том, как семь капитанов
из разных стран мира, говорящие на разных языках, помогли маленькой девочке.
(просмотр мульфильма)
Ведущий: Поэту Вяземскому принадлежат такие слова:   «Язык - есть исповедь народа.  В нем слышится его природа. И душа. И быт родной»
- Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый.
Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

Ведущий:Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты. - На этом наш праздник закончен.

 

Пікір қосу

Пікір қосу ережелері


1. Латын әріптерін қолданбауға тырысыңыз, сөздерді қатесіз жазып, қазақ әріптерін толық жазыңыз.

2. Егер де сізде біздің мамандар мен психологтарға сұрақтарыңыз болса, оларды сұрақ-жауапта қоюыңызға болады.

3. Егер де сізде ұсыныстар мен тілектер пайда болса, оларды қонақ кітабында жазыңыз.


Қорғау коды
Жаңарту

Соңғы пікірлер

Статистика


Бүгін:397
Кеше:966
Барлығы:3038224